АНИМЭЙТ v.3.7

Июль 2020

Скачать

С уважением,

Директор

Дайрбеков Рауан

Юридическая фирма «Redbrick Law Firm»

www.redbrick.kz

 

Контакты

law@redbrick.kz

Т: 8775 7243986

Искусственный рост цен на лекарственные средства и его правовые последствия

В настоящее время идет стремительный рост заболеваемости пневмонией в Республике Казахстан (далее, «РК»), что вызвало большой спрос на лекарственные средства (далее, «ЛС»), население в социальных сетях жалуется, что имеются факты завышения цен в аптеках, а также факты нерецептурного освобождения ЛС.  Президент Токаев признал справедливым жалобы граждан на завышение цен на лекарственные средства и поручил государственным органам заняться данной проблемой.

 

Перед началом обсуждения незаконного повышения цен на лекарственные средства и правовых последствий такого действия, следует отметить, что регулирование фармацевтической деятельности было масштабно изменено в 2019 году.

 

Так, в конце 2018г. Первым Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обращения лекарственных изделии и медицинских изделии» № 211-VI от 28.12.2018 года, который был разработан в соответствии с Посланием Первого Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

 

Отмеченный Закон существенно поменял регулирование фармацевтической деятельности.  Этим Законом были внесены изменения в 34 ранее действовавших нормативных актов и разработано 13 новых приказов Министра здравоохранения РК:

  • введено регулирование цен на лекарственные средства, продаваемые в коммерческом сегменте рынка, то есть в отношении каждого ЛС устанавливается его предельная цена;
  • на законодательном уровне утверждены и являются обязательными к исполнению правила этического продвижения лекарственных средств;
  • внедрена система рационального применения лекарственных средств;
  • изменились правила выписывания, хранения рецептов;
  • изменены правила оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий;
  • внесены изменения в правила надлежащих фармацевтических практик;
  • в рамках внедрения цифрового здравоохранения созданы электронные паспорта здоровья и запланирован переход на электронные рецепты с 2020 года;
  • усилена административная ответственность за нарушения требований и правил в области обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

 

Указанные новшества были призваны обеспечить эффективное и нормальное функционирование фармацевтической деятельности.  При этом одним из важных требований является продажа ЛС не выше предельных зарегистрированных цен.  Однако насколько они действуют эффективно в настоящее время в период пандемии COVID-19 и насколько они соблюдаются на практике остается под вопросом.

 

На данный момент сообщения граждан из различных источников указывают на нарушения законодательства в сфере фармацевтической деятельности и обращения ЛС.  В частности, граждане указывают на нарушения, связанные с завышением цен на ЛС, как на самое частое нарушение.

 

В случае установления нарушения в завышении цен виновные подлежат привлечению к ответственности на основании статьи 426 Кодекса РК об административных правонарушениях (далее, «КоАП»).

 

Отмеченная статья 426 КоАП устанавливает санкцию за превышение установленных предельных цен на ЛС, что влечет на физических лиц штраф в размере семидесяти, на должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства в размере ста тридцати, на субъектов среднего предпринимательства в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.

Если такое нарушение повторится в течение одного года, то для субъектов бизнеса, занимающихся фармацевтической деятельностью, будет приостановлена лицензия на фармацевтическую деятельность до шести месяцев.

 

Таким образом самое существенное наказание за превышение цен на ЛС является приостановление лицензии, то есть запрет на осуществление предпринимательской деятельности по реализации ЛС, однако такой запрет не лучшее решение с учетом того, что граждане жалуются на дефицит ЛС в аптеках.

Кроме отмеченного выше административного штрафа, местные органы контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК вправе осуществлять фармацевтические инспекций, по результатам такой инспекции выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан, обратиться в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении законных требований или предписаний, постановлений, выданных должностными лицами органов контроля качества и безопасности товаров и услуг.

 

Однако на дату публикации настоящей статьи отсутствует информация касательно привлечения кого-либо к ответственности за нарушение в превышении предельных цен на ЛС на сайте Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК.