Апрель 2019
Отмывание доходов
Отмывание денег на сегодняшний день становится частым явлением в любом обществе или государстве развивающихся стран.
Данный способ финансово-юридических операций превратился в отдельный экономический элемент со своими методами и подходами, по приданию правомерного вида любому имуществу, полученного преступным путем.
Сам процесс представляет собой внедрение денежных средств, добытых преступным путем в поток всех возможных коммерческих средств, где в силу несовершенства законов, технологий, управления невозможно определить истинный источник доходов.
Основные инструменты при проведении таких операций являются всем знакомые фиктивные (мнимые) сделки, третьи лица, офшоры, а также банковские системы, которые обеспечивают анонимность и конфиденциальность бенефициаров.
В наше динамичное время идет борьба между государствами и теневой экономикой, в которых применяются различные методы для предотвращения отмыванию денег в целях избежания налогов.
Одним из важных сторонников в этой войне является ОЭСР, который вводит инициативы, чтобы сделать экономику государств, которые являются членами организации, более прозрачной и противодействовать схемам ухода от налогов
2008 год стал для Казахстана отправной точкой сотрудничества с ОЭСР.
Внедрение стандартов ОЭСР в экономическую практику, приближение к этим стандартам способствует вхождению Казахстана в 30-ку развитых стран мира.
В связи с чем, был принят закон, и проведены мероприятия по внедрению рекомендаций ОЭСР, способствующих противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Для чего это нужно, обратимся к оценке международной организации Global Financial Integrity (далее, GFI), Казахстан входит в ТОП-12 государств–лидеров по среднегодовому незаконному выводу капиталов в 2000-2009 гг., а именно было нелегально выведено за рубеж $123, 057 млрд.
Отток капитала, уточняет GFI, связан с преступностью, коррупцией, уклонением от уплаты налогов и другой незаконной деятельностью. В докладе подчеркивается, что этот процесс вызван в большей степени снижением объемов международной торговли, прямых иностранных инвестиций и новых внешних займов, нежели нелегальными действиями правительства.
Одним из инструментов по борьбе с данной проблемой стал Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее, «Закон») Согласно этому Закону, о любой операции на сумму свыше 3 000 000 млн. тенге сотрудники банков, биржи, страховых компаний и иные обязаны сообщить в уполномоченный орган.
При этом сравнивая с Великобританией, где действуют пять законодательных актов, направленных на борьбу против отмывания денег и финансирования терроризма: Terrorism Act 2000, Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001, Proceeds of Crime Act 2002, Serious Organised Crime and Police Act 2005 и Money Laundering Regulations 2007. Согласно Proceeds of Crime Act 2002, отмывание денег наказывается сроком до 14 лет тюрьмы и штрафом, размер которого устанавливает судья. Банковский служащий или сотрудник инвестиционной компании обязан докладывать обо всех подозрительных транзакциях. В противном случае для него предусмотрено наказание в виде штрафа и семи лет заключения. Если директор компании не организовал процедуру отслеживания сомнительных сделок, то ему могут присудить два года тюрьмы и штраф.
Также в системе Великобритании нет ограничений на размер расследуемых сумм. Финансовые транзакции могут и не иметь типичных для отмывания денег черт, и, тем не менее, британские законы могут рассматривать их как отмывание денег. Кроме того, в Великобритании невозможно открыть банковский счет за один день: банк проверяет нового клиента около недели.
Банки, не проверяющие клиентов должным образом, рискуют не только своей репутацией, но и финансами. Например, в августе 2014 года США оштрафовали британский банк Standard Chartered за то, что тот не прекратил проводить «подозрительные транзакции» с иранскими клиентами.
Таким образом, работа в этом направлении должна постоянно продолжаться на всех фронтах (юридической, экономической и др.) в целях привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности и развития частного предпринимательства.
Закон содержит положение, по противодействия легализации доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма, а также содержит описывающие признаки для признания сделки как действия по отмыванию денег. Рекомендуется предварительно проверять сделки сверх 3 млн на предмет наличия таких признаков из закона. В случае затруднении для определения может ли сделка компании признана как действие по отмыванию денег, наша опытная команда может помочь с анализом и предоставлением ответа на такой вопрос.
О КОМПАНИИ
УСЛУГИ
КОНТАКТЫ
Redbrick
Ключевые контакты
Договорное право
Тел: +7 (775) 724 39 86
Разрешение споров
Корпоративное право
Email: law@redbrick.kz
Финансовое право
г. Алматы, ул. Байзакова, 280, эт. 2
Лицензия и разрешения
Адрес: Казахстан, 050040
БЦ "Almaty Towers"
Регистрация в МФЦА
Тел: +7 (701) 818 67 57